История дизайна рекламы – как появилась реклама?
Неотъемлемой частью современной культуры стала реклама. Она влияет на мировоззрение человека, формирует его интересы и предпочтения, а, в конечном итоге, и картину мира через совокупность символов и образов. Такой вид графики преимущественно ориентирован именно на визуальный канал восприятия информации – мы «видим» рекламу на улице, в метро, в социальных сетях. Создавая рекламный образ, дизайнер рассказывает историю и вовлекает в нее потребителя.
История развития дизайна рекламы тесно связана с историей становления рекламы вообще и развитием графического дизайна. Но обо всем по порядку.
История возникновения рекламы – как появилась реклама?
Отголоски рекламного восприятия были слышны уже с момента появления первых человеческих сообществ, когда символизация и демонстрация ритуалов выдвигались на первое место. Ритуалы, как нынешняя реклама, должны были быть публичными, наглядными и, что не менее важно, выразительными.
Зарождение рекламы, как отдельно сформировавшегося элемента, происходит в Древнем мире. Таблички, указывающие на расположение лавок и питейных заведений, газеты с новостями полиса, ораторы – в Греции и Риме; объявления о продаже рабов, товаров и услуг на папирусе – в Египте; каллиграфические вывески и бронзовые таблички – в Китае.
Развитие рекламы и ее дизайна
История рекламы развивалась стремительным ходом, и каждый из следующих этапов олицетворял основные вехи в ее истории:
- Средневековье;
- Возрождение;
- Новое время;
- Современность.
В рекламе средневековья тоже были важны символ и текст. На возникновение рекламы огромное влияние на оказало появление христианства: пастырям и проповедникам приходилось обращать людей в новую веру, публично рассказывая о ее существовании и достоинствах.
Значение: усиливается значимость визуализации, появляются вывески и графика; средневековая гравюра становится в дальнейшем прототипом рекламных плакатов.
В эпоху Возрождения происходит вторая информационная революция, которая в корне меняет мир рекламы. Иоганн Гутенберг изобретает первый печатный станок, и начинают возникать печатные объявления, листовки, афиши. Сначала они просто констатируют факт продажи товара или услуги, но в последствии становятся все более разнообразными и «рекламными». Происходит зарождение рекламы, которую мы знаем сейчас.
Значение: стремительный научно-технический прогресс приводит к развитию новых образов в визуальной составляющей рекламы.
В середине 18 в. реклама снова меняется: появляется возможность печати фотографий, которая позволяет показывать товары и людей не глазами художника, а в качестве реального образа. История продолжает развиваться, и позднее появляются телеграфы, телефоны, радио, телевидение и, как следствие, аудио и видео реклама. Ученые начинают детальнее анализировать поведение и психологию потребителя.
Происходит зарождение дизайнерской специальности. Компании и продавцы нанимают людей, чтобы создать привлекательные и заметные рекламные проекты: использование ярких цветов, графических образов, многозначных слоганов и изображений продукта.
Значение: акцентируется внимание не на функциональном значении рекламы (как в прошлые периоды), а на ее эстетическом и культурном подтексте, поэтому она выходит за рамки чисто деловых отношений.
Зарождение Интернета также меняет рекламные объявления: они становятся более инфографичными, динамичными и персонализированными, развиваются новые направления и форматы: таргетированная и контекстная, реклама на сайтах и в социальных сетях, email рассылки, баннеры и т.д. Появляются интерактивные рекламные объявления, созданные с помощью ИИ и технологий виртуальной реальности.
Значение: происхождение многообразных рекламных форм, их развитие и визуализация.
Графическая реклама
К графической рекламе относятся все те плакаты, баннеры, билборды и прочие рекламные изображения, которые мы видим повсюду. История графики и ее зарождение уходят корнями в глубокую древность: вывески, афиши, собственно графика. Но массовое распространение она получает во времена типографского бума, когда самыми популярными формами рекламы становятся листовки, открытки и плакаты.
Их первый дизайн был черно-белым, довольно простым и ограниченным возможностями печатных машин. Затем продавцы стали использовать цветную подложку, чтобы разнообразить внешний вид объявления, а после изобретения литографии (а позже хромолитографии, т.е. цветной печати) и развития массовой печати в мире начали появляться те постеры, к которым мы с вами привыкли, цветные, креативные и привлекающие внимание.
История графической рекламы была бы неполной без творчества художников Франции, которые определили основные черты плакатного искусства: широкоформатность, лаконизм изображения и убойная цветовая гамма.
По словам российского графического дизайнера Вячеслава Грачева, графическая реклама приобрела еще большую важность с появлением Интернета и цифровых технологий. Сейчас перед дизайнерами открываются множество инструментов, которые помогают создавать яркие, креативные и запоминающиеся рекламные проекты.
Медийная реклама
Зарождение радиорекламы приходится на начало 20 века, тогда дикторы читали ее в прямом эфире (отсюда частые сбои и искажения). Именно благодаря такому аудио формату рекламных объявлений стали появляться всем известные «мыльные оперы» – радиосериалы, которые были нацелены на продажу определенных товаров (обычно средств для уборки).
И новый виток в развитии рекламы – появление телевидения и видео объявлений. С точки зрения воздействия на аудиторию потенциальных потребителей видеоролики имели очевидное преимущество перед рекламой на радио. Повсеместно стали сниматься короткие ролики по 2-3 минуты и транслироваться по телевизору в перерывах между передачами и фильмами. В наше с вами время есть целые каналы на ТВ, посвященные только рекламе.
А затем произошло зарождение Интернета, и реклама вышла на новый уровень. От баннеров и всплывающих спам-окон она со временем ушла в более сложные и продуманные формы.
Рекламные приемы
Реклама и ее дизайн – это творческий процесс, который требует знаний маркетинга и психологии. Поэтому дизайнеры используют разные приемы, чтобы сделать свою рекламу не только оригинальной и креативной, но и более эффективной. К наиболее употребляемым рекламным приемам относятся:
- визуальные метафоры и ассоциации (сравнение, позволяющее продавать не сам продукт, а ту жизнь, которая будет при наличии продукта) – эмоционально воздействуют на потребителя, его чувства и мысли;
- намеки и интрига – недосказанность, вызывающая у потребителя интерес и желание больше узнать о рекламируемом продукте;
- сторителлинг – прием, следуя которому дизайнер создает целую историю внутри рекламы, чтобы заинтересовать потребителя;
- повтор – механизм усиления запоминания рекламы и вызываемого от нее впечатления;
- юмор (шутки, ирония, сарказм, пародия) – один из самых эффективных инструментов рекламы, который привлекает внимание, позволяет запомнить текст рекламы и повышает лояльность аудиторию к бренду.
Популярные бренды и реклама
История запомнит и уникальные рекламы оператора сотовой связи Tele-2, главные действующие лица которых постоянно оказываются в известных всем киновселенных. То герои перевоплощаются в Тринити, Нео и Морфеуса из Матрицы Вачовски, то укрощают пустыню на самодельных гоночных машинах из Безумного Макса, то расследуют таинственное исчезновение минут, словно Шерлок и Ватсон. Такие популярные в мире культурные коды легко считываются и повторно воспроизводятся в памяти аудитории.
И раз уж мы заговорили о кинематографе, нельзя не вспомнить и классику рекламного дизайна – пиар-кампанию фильма «Убить Билла» Квентина Тарантино. Это та история, когда минималистичная, но яркая наружная реклама, которая заполнила улицы Америки и привлекла огромное внимание публики.
К знаменитым рекламным акциям можно отнести и зарождение популяризированного образа Деда Мороза, происхождение которого продиктовано целями CocaCola, Gillete с его навязанным стереотипом женского бритья, один из самых известных слоганов «Just do it» от Nike, а также легендарный рекламный ролик Apple. Если тебе интересна детальная история всех этих проектов, то открывай наше видео и смотри, как рекламщики создают привычную для нас картину мира.
Реклама будущего
Современный мир стремительно развивается, не отстает от него и реклама. Уже сейчас в создании рекламных кампаний используются дроны, нейросети, очки дополненной реальности и прочие инструменты, которые раньше казались фантастикой. По мнению многих экспертов, история рекламы будущего продолжит путь своего развития в тесной взаимосвязи с возможностями искусственного интеллекта и цифровых технологий.
Популярный футуролог Питер Диамандис считает, что реклама станет более персонализирована. Совершенствуя приемы отслеживания и анализа действий в Интернете и жизни, рекламодатели смогут направлять рекламу более целенаправленно на конкретного потребителя, а не на многочисленную целевую аудиторию. Такой подход повысит уровень вовлеченности и конверсии, но вопрос о законности и морали некоторых проектов (например, Find Face) остается открытым.
Заключение – зарождение рекламы: нужна ли она?
История рекламных кампаний – увлекательный и стремительно развивающийся процесс. Качественная и продуманная рекламная кампания способна не просто продать товар, она может вдохновить потребителя и вызвать у него настоящие искренние эмоции. Культуролог Епифанова А.Г. отмечает, что реклама диктует правила жизни человека, она меняет нравственные нормы, формирует эстетические идеалы и позволяет человеку посмотреть на мир с новой точки зрения, реализуя свой творческий потенциал.
Любое рекламное объявление несет на себе отпечаток культуры того времени, когда оно было создано: мировоззрение, стиль, идеалы и принципы. Но суть рекламы всегда остается прежней – это создание эффективных идей, которые будут соответствовать потребностям человека и его эмоциональным стремлениям.